Финансы,
22 мая 2000 г.
Некоторые аспекты регулирования финансов и налогов в области страхования в странах ЕС 1921 просмотр
Процесс формирования единого страхового пространства на территории стран Европейского Союза, начало которому было положено принятием Римского соглашения в 1957 г., продолжается уже более 40 лет. Возможность реализации принципов «свободы передвижения капитала, рабочей силы, товаров и услуг», закрепленных этим соглашением, стала реальностью в области страхования после долгой и кропотливой работы по гармонизации и унификации страхового законодательства стран-участниц на основе директив Европейской комиссии по страхованию, являющихся обязательными для исполнения всеми странами-участницами.
Существующая система, по мнению специалистов в области регулирования страховых отношений и деятельности страховых обществ, нуждается в некоторых дополнительных механизмах регламентации. В частности, готовится ряд директив, главные из которых следующие. Проект Директивы по координации законов, нормативных актов и административного регулирования, связанного с договором страхования. Известны существенные различия в национальном праве стран-участниц, связанные с регулированием договора страхования. Выбор применимого права к договору страхования в настоящее время регламентируется Второй директивой Совета и связан с отнесением риска к категории «массовых рисков», или «крупных рисков». Предлагаемая директива предусматривает необходимость гармонизации основных принципов гражданского регулирования договора страхования, в том числе в части формы договора страхования, объявления страхового риска и обязанности для страхователя сообщать всю существенную информацию о риске, уплаты страховой премии, процедуры урегулирования убытков, досрочного прекращения договора страхования и прав третьих лиц по договору страхования. Проект Директивы об обязательном прекращении деятельности страховых компаний имеет целью установление единообразного подхода к кредиторам из различных стран ЕС в случае принятия решения о принудительной ликвидации страховщика органом страхового надзора страны, где зарегистрирована страховая компания. Предполагается, что для защиты интересов застрахованных компаний должны будут формировать специальный резерв в составе обязательных страховых резервов. Проект Директивы о дополнительном регулировании проведения операций по страхованию предусматривает возможность усиления контроля за деятельностью «страховых групп», в состав которых входят страховые общества и их представительства, отделения, филиалы как на территории ЕС, так и на территории иных государств. Основным методом контроля должен стать расчет дополнительной («двойной») платежеспособности группы в целом, что распространяется на общества, в которых головной компании принадлежит более 20% капитала или голосующих акций. Это требование будет распространяться и на перестраховочные общества, независимо от того, подлежит ли их деятельность контролю со стороны национального надзора в стране их учреждения или нет. Предусмотрена и возможность контроля за платежеспособностью учредителей страховой компании, если они не являются страховыми обществами. При этом обязателен обмен информацией между национальными органами страховых надзоров в странах ЕС. Проект Директивы о надзоре за деятельностью финансовых объединений (конгломератов). Создание финансовых групп, объединяющих в своем составе страховые общества, банки, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, каждый из которых в отдельности является субъектов специального института административного права, заставляет принимать специальные нормы, регламентирующие платежеспособность таких «сращенных» по капиталу и видам деятельности субъектов. При этом, естественно, возникает дополнительный риск того, что негативны результаты деятельности, например, банка, входящего в состав группы, могут отразиться на платежеспособности страховщика. Помимо обязанности обмениваться информацией между национальными органами надзора в области банковской, страховой деятельности, а также пенсионных и инвестиционных фондов, директива предполагает такой обмен и на межгосударственном уровне. Кроме этого, одним из способов обеспечения финансовой устойчивости таких групп должна стать дополнительная маржа платежеспособности.
Мы рассматриваем лишь ту часть законодательства стран ЕС, которая непосредственно затрагивает финансовые отношения в области страхования и основывается на финансовом праве ЕС. По нашему мнению, это право в области страхования включает регулирование правоотношений между страховщиками и соответствующими государственными органами исполнительной власти в следующих аспектах: • правоотношения по поводу формирования подлежащих налогообложению финансовых результатов. Здесь нам представляется необходимым рассмотреть особенности состава финансов страховой организации и определения финансовых результатов деятельности страховщиков; • правоотношения по поводу правового положения страховых премий и страховых выплат и их налогообложения. Властный элемент государственного регулирования связан прежде всего с правовым положением страховой премии: рассматривается ли она как общественно необходимые затраты страхователя и потому включается в состав затрат (себестоимость продукции (работ, слуг) страхователя – юридического лица или исключается из совокупного годового дохода страхователя – физических лиц; является ли страховая премия, получаемая страховщиком, объектом налогообложения и объектом уплаты иных обязательных платежей; подлежит ли налогообложению страховая выплата по договору страхования, и каковы основания для того или иного решения. Одновременно нас интересует, как применяется коллизионное право в связи с указанными правоотношениями в случае, если страховая премия уплачивается на территории одного государства, где расположен страхователь или риск, а годовой отчет и налогообложение результатов от страховой деятельности страховщика производится на территории другого государства – по месту регистрации страховщика. В полной мере упомянутая проблема интересует нас и в связи с проведением перестраховочных операций. Регулирование финансовых отношений в странах Евросоюза в области страхования сформировано в системе финансового права государства в целом и имеет в связи с этим в каждой из стран существенные особенности. Необходимо также отметить и влияние исторического наследия на формирование финансовой и налоговой систем каждой из стран ЕС. Вполне закономерно, что на современной стадии формирования единого страхового пространства ЕС национальные особенности в области финансового права и налогообложения продолжают сохраняться, существенным образом влияя на условия деятельности страховых организаций на территории каждой национальной юрисдикции. Устранение указанного противоречия между интернациональным характером деятельности страховщиков и национальной формой налогообложения результатов их деятельности, судя по всему, будет составлять одно из направлений гармонизации и унификации законодательства в ближайшем будущем. Регулирование определения финансовых результатов деятельности страховых обществ, подлежащих налогообложению. Как известно, главная особенность финансов страховщиков – выделение в составе пассивов их бухгалтерского баланса страховых резервов. По своей природе страховые резервы являются проявлением финансовых отношений, складывающихся по поводу формирования и использования особенных фондов в составе финансов страховых организаций – технических резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, математических резервов по страхованию жизни, резервов катастроф, резервов колебаний убыточности и тому подобных резервов, право и обязанность формирования которых возникает у страховых организаций в соответствии с действующим законодательством. В России такая обязанность установлена законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Порядок оценки размера страховых резервов установлен нормативными актами органа страхового надзора и разрабатываемыми на их основе страховщиками Положениями о порядке формирования страховых резервов. Такие Положения являются элементом учетной политики страховых организаций, назначение которой состоит главным образом в закреплении способов ведения бухгалтерского учета в страховых организациях, методов оценки активов и обязательств в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках. Указанные документы являются основополагающими для определения налогооблагаемой базы страховщика и размеров налогов, подлежащих уплате страховыми организациями в соответствии с законодательством РФ.
Правовое положение страховых резервов определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, назначение страховых резервов состоит в выделении в составе обязательств страховщика тех из них, которые связаны исключительно с договорами страхования: • обязательства, связанные с осуществлением страховых выплат по договорам страхования, в том числе выплат, размер которых уже известен или предполагается либо размер которых невозможно предсказать в связи с характером обязательства по договору, однако предполагается, что наступление страхового случая может иметь катастрофические или столь существенные последствия для страховщика, что способны привести его к банкротству; • обязательства, связанные со страховой премией по заключенным договорам страхования, которые относятся к будущему отчетному периоду. Во-вторых, образование страховых резервов и их увеличение в течение отчетного года уменьшает финансовые результаты деятельности страховщика, тем самым, уменьшая налогооблагаемую базу. Это предопределяет необходимость законодательного установления порядка определения адекватности размера страховых резервов, их состава и влияния на финансовый результат деятельности страховщика. Закрепление такой обязанности за страховщиками в Евросоюзе произошло путем принятия ряда директив, закрепивших законодательные основы ведения бухгалтерского учета в страховых организациях и предоставления финансовой отчетности: бухгалтерского баланса и финансового отчета о прибылях и убытках. В частности, за период между принятием Первой и Третьей директив (около 20 лет) был принят ряд актов, устанавливающих единые принципы и формы бухгалтерского учета в страховых организациях: Директива ЕС от 19 декабря 1991 г. о годовой отчетности и консолидированных отчетах страховых организаций № 92/674/ЕЕС, Четвертая директива от 25 июля 1978 г. № 78/660/ЕЕС, основанная на статье 54(3)(g) Договора о годовой отчетности компаний определенного типа, а также Четвертая директива от 13 июня 1983 г. № 83/349/УУС, основанная на статье 54(3)(g) Договора о консолидированной отчетности. Одновременно директивы Европейского Союза преследовали решение и другой задачи. В целях обеспечения принципа единообразия контроля за деятельностью страховщиков, учрежденных в любом государстве сообщества, необходимо было унифицировать формы бухгалтерской отчетности, а также порядок отражения в ней активов и обязательств страховых организаций независимо от государства их регистрации. Так, ст.ст. 24-31, 57-62 Директивы от 19 декабря 1991 г. № 91/674/ЕЕС устанавливают состав и порядок расчета страховых резервов, единый для всех страховых организаций, учрежденных на территории ЕС. Отметим, что в страховании ином, чем страхование жизни, к таким резервам относят: резерв страховых премий; резерв страховых убытков (выплат); эквилизационные резервы (замети, что в РФ такие резервы обыкновенно называют «резерв колебаний убыточности» и «резерв катастроф»). Состав страховых резерв и методы их расчета отнесены директивами к компетенции национальных страховых надзоров (ст. 20, 30, 60 и иные статьи упомянутой директивы). Так, например, в дополнение к резервам, формирование которых подчинено требованиям директив ЕС, страховые организации в Голландии имеют право формировать дополнительные эквилизационные резервы, увеличение которых также влияет на финансовые результаты. В частности по страхованию жизни такой резерв рассчитывается в размере 0,09% резерва взносов по страхованию жизни и не может превышать 2,25% страховых взносов, полученных страховщиком по страхованию жизни в текущем году. По страхованию иному, чем страхование жизни, такой резерв рассчитывается в размере 1,35%, однако его совокупная величина за годы деятельности страховой организации не может превышать 22,5% страховой премии, полученной в текущем отчетном году. Кроме этого, страховщики формируют специальный резерв по страхованию ядерных рисков.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что закрепление правового положения страховых резервов и их места в годовом бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках произошло в юридическом документе, имеющем наивысшую юридическую силу в ЕС, что исключает дальнейшую дискуссию о правомерности их образования страховыми организациями. Однако очевидно, что уровень влияния национального регулирования на состав и величину страховых резервов по-прежнему достаточно велик, что, на наш взгляд, может создавать различные условия деятельности страховых обществ в различных странах и приводить к различным финансовым результатам их деятельности при прочих равных условиях. Одна из особенностей ведения бухгалтерского учета и определения финансового результата страховыми организациями, проводящими страховые операции в различных странах Евросоюза, состоит в требовании отражать в финансовой отчетности обязательства по договорам страхования и перестрахования в валюте заключения договора. То же требование распространяется и на размещение активов, покрывающих такие обязательства. Они должны быть осуществлены в валюте принятого обязательства по договору страхования. Решение отмеченной проблемы упрощается в условиях введения единой европейской валюты – «евро» (за исключением Великобритании). Тем не менее, этот принцип имеет существенное значение для формирования достаточного размера резервов страховых организаций и определения финансовых результатов. В приложении к статье мы приводим Приложение 1 ко Второй директиве по страхованию иному, чем страхование жизни, от 22 июня 1988 г., устанавливающее содержание «принципа соответствия» активов и обязательств страховых организаций. Его важность можно проиллюстрировать противоречивостью российского законодательства в решении данного вопроса. Согласно Правилам формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, от 18 марта 1994 г. страховщики обязаны рассчитывать размер резервов в валюте страхования (п.1.2). Гражданское законодательство разрешает заключение гражданско-правовых договоров, обязательства сторон по которым выражены в иностранной валюте, однако при этом расчеты, как правило, осуществляются в рублях с использованием курса иностранной валюты на дату расчета по обязательства (ст. 317 ГК РФ). Для договора страхования важно, что обязательство страховщика осуществить страховую выплату выражено в иностранной валюте. В условиях достаточно высокой инфляции на подобную страховую услугу имеется устойчивый спрос. Представляется вполне закономерным, что формирование резервов по таким договорам страхования должно быть связано с обязанностью страховщика отразить в отчетности реальную величину обязательств, т.е. в рублях, но исчисленных исходя из действующего на дату отчета курса рубля по отношению к иностранной валюте и размера обязательства в иностранной валюте. В противном случае – обязательства страховщика занижаются по сравнению с их реальной величиной, что грозит неизбежным банкротством страховой организации. Однако отсутствие однозначного толкования в действующем российском законодательстве понятия «валюта страхования», приводит к многочисленным спорам и разногласиям между страховщиками, налоговыми службами и органом страхового надзора.
Вторым фактором, определяющим особенности финансов и финансового регулирования при расчете финансового результата, являются операции по перестрахованию, также регулируемые директивами ЕС. Пристальное внимание к данной проблеме со стороны ЕС можно объяснить тем, что Германия и Великобритания, являясь крупнейшими рынками международного перестрахования, обеспечивают получение почти половины международной перестраховочной премии. Для деятельности международных перестраховщиков характерно заключение договоров перестрахования в режиме трансграничной торговли, когда страховщик и перестраховщик расположены на территории различных государств, что предопределяет существенные особенности способа регулирования взаимоотношений сторон в договоре страхования. Кроме того, следует обратить внимание и на особое положение перестраховщиков, как специализированных коммерческих организаций, в системе финансового регулирования страховой деятельности. При этом страховые организации, которые проводят операции по перестрахованию нерегулярно или в дополнение к своей основной деятельности – страхованию, подлежат административному регулирования со стороны органов национального страхового надзора в полном объеме. Регулирование же деятельности профессиональных перестраховщиков имеет существенные различия. В ряде стран прецедентного права: Великобритании, Ирландии и ряде других – к деятельности перестраховщиков требования законодательства о платежеспособности применяются в полном объеме. В большинстве ж стран – в частности в Германии, Франции – перестраховщики не только не получают государственной лицензии на право проведения перестраховочных операций, но и не подлежат контролю на предмет платежеспособности. Сведения о состоянии и финансовой устойчивости перестраховочных обществ обычно собираются и анализируются международными рейтинговыми агентствами, такими как “A.M.Best” или “Standard and Poors”, становясь достоянием всего мирового страхового рынка. Продолжение в следующем номере.
Продолжение статьи от 19.06.2000
Административное регулирование деятельности перестраховщиков в директивах ЕС связано, во-первых, со свободой учреждения и предоставления услуг по перестрахованию, во-вторых, с регулированием финансового положения страховщика с учетом результатов операций по перестрахованию, в том числе путем установления порядка отражения в отчетности страховых организаций участия перестраховщиков в принятии на страхование рисков, а также порядка расчета маржи платежеспособности страховщика с учетом результатов перестрахования. Директива Союза о свободе учреждения и предоставления услуг по перестрахованию стала первой директивой, принятой в области регулирования торговли страховыми услугами 25 февраля 1964 г. № 64/225/ЕЕС, и сняла любые ограничения на осуществление операций по перестрахованию и ретроцессии как профессиональными перестраховщиками, так и страховщиками, для которых перестрахование не является основным видом деятельности. Мы видим, что, учитывая природу обязательства договора перестрахования, Евросоюз применил к регламентации операций по перестрахованию принципиально иную схему административного регулирования, нежели в отношении операций по прямому страхованию. Не было принято ни предварительных мер по унификации национальных требований, применимых к деятельности перестраховщиков, ни дальнейшей гармонизации национальных законодательств. По нашему мнению, такое различие связано с тем, что договор перестрахования заключается между профессиональными участниками рынка, которые владеют инструментами юридической защиты своих интересов, и нет необходимости введения дополнительных требований со стороны органов государственного страхового надзора о платежеспособности и финансовой устойчивости стороны договора, принимающей риск в договоре перестрахования. Что касается отражения в финансовом учете и отчетности результатов операций по перестрахованию (независимо от того, на территории какой юрисдикции зарегистрирован перестраховщик), то Первая директива по страхованию иному, чем страхование жизни, и Директива от 19 декабря 1991 г. № 91/674/ЕЕС устанавливают, что сформированные страховщиком технические резервы содержат также информацию о доле перестраховщиков в исполнении обязательств по страховым выплатам и о доле перестраховщика в резерве незаработанных страховых премий. При этом общее правило состоит в том, что порядок отражения в бухгалтерском учете страховщика доли перестраховщика в обязательствах является компетенцией национального законодательства. Известны две основные системы отражения участия перестраховщика в обязательствах, использующие брутто-метод и нетто-метод. Брутто-метод предполагает, что обязательства страховщика отражаются в полном размере, при нетто-методе за вычетом доли, приходящейся на перестраховщиков. Соответственно при использовании брутто-метода для адекватного отражения в отчетности размера обязательств страховщика на стороне активов в бухгалтерском балансе появляется сальдирующая статья “Доля перестраховщиков в технических резервах”, при этом в соответствии со ст. 15 Первой директивы по страхованию иному, чем страхование жизни, национальные органы страхового надзора вправе устанавливать максимальную величину доли перестраховщиков, принимаемой в покрытие технических резервов. Однако в национальном праве стран ЕС примеров установления таких ограничений нет. Весьма существенным образом результаты операций по перестрахованию влияют и на определение маржи платежеспособности страховщиков (ст. 16 Первой директивы по страхованию иному, чем страхование жизни). Маржа платежеспособности, как активы, свободные от любых будущих обязательств, может быть уменьшена до 50%, соответственно доле перестраховщика в оплаченных убытках. Из расчетов отчетливо видна роль перестрахования в обеспечении финансовой устойчивости страховых операций. Ранее мы уже отметили, что состав и порядок расчета страховых резервов в значительной мере зависит от норм национального страхового законодательства, принятых в странах Евросоюза. Кроме того, существенно различаются и ставки налога на прибыль, которые уплачивают страховые организации. Как правило, ставки налога на прибыль для страховщиков не отличаются от общих ставок налога на прибыль, уплачиваемого любыми юридическими лицами, зарегистрированными в той или иной юрисдикции. Ставки налога на прибыль, применяемые в некоторых странах ЕС, приведены в табл. 1.
Регулирование налогообложения страховых премий и страховых выплат в странах Европейского Союза. Общим правилом стран ЕС является признание страховых премий общественно необходимыми затратами и включение их в состав затрат страхователей — юридических лиц в полном объеме. Однако следует признать, что в большинстве стран страховые взносы по страхованию иному, чем страхование жизни, не исключаются из налогооблагаемого дохода граждан, являющихся страхователями. Существенно иначе регулируется порядок определения налогооблагаемой базы граждан при уплате страховых взносов по договорам страхования жизни и пенсионного страхования (табл. 2).
Представленные данные достаточно ясно иллюстрируют отсутствие сколько-нибудь системного подхода в странах ЕС как к квалификации видов страхования, взносы по которым могут уменьшать налогооблагаемую базу при расчете подоходного налога с граждан, и к природе страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными страхователями по договорам страхования жизни, так и к унификации решения о правовом положении страховых взносов по долгосрочному страхованию жизни и возможности уменьшения налогооблагаемого дохода страхователя при заключении таких договоров. Однако можно сделать некоторые общие выводы о тенденции, складывающейся в странах ЕС в отношении налогообложения страховых взносов по договорам долгосрочного страхования жизни. Поскольку оно рассматривается как форма обеспечения имущественных интересов граждан в старости, сбережения, осуществляемые на основании договоров страхования жизни, имеют существенное социальное значение и потому в большинстве стран государство поощряет граждан к сбережениям путем заключения таких договоров страхования жизни и договоров пенсионного страхования, давая возможность уменьшить налогооблагаемую базу при уплате подоходного налога гражданами на величину уплачиваемых страховых взносов. Однако налоговые льготы распространяются исключительно на долгосрочные договоры (более чем десять лет). При этом льготы ограничены или максимальным размером страховых взносов, на который может быть уменьшен годовой доход, или долей от величины уплаченных страховых взносов, однако также при условии установления максимально возможной исключаемой из налогооблагаемой базы гражданина суммы. Назначение страхования состоит в компенсации убытка (ущерба), причиненного застрахованным имущественным интересам. Эта юридическая аксиома закреплена в гражданском законодательстве всех стран, в том числе и Российской Федерации. Страховая выплата имеет своей целью восстановление имущественного положения страхователя после наступления страхового случая в размере причиненного ущерба, но не более страховой суммы. Невозможность дополнительного обогащения при получении страховой выплаты по договору страхования имеет закрепление в законодательстве в основных статьях имущественного страхования и страхования иного, чем страхование жизни, в видах личного страхования (ГК РФ, ст.ст. 948, 951). По данной причине страховые выплаты по договорам страхования имущества, страхования ответственности, страхования от несчастных случаев и болезней не подлежат налогообложению. Действительно, при наступлении страхового случая имущество страхователя уменьшается за счет утраты части активов или возникает задолженность по погашению возникших обязательств вследствие причинения вреда имущественным интересам третьих лиц. В конечном счете это приводит к ухудшению финансового положения страхователя и появлению убытка как финансового результата его деятельности. Во всех случаях страхователь заинтересован компенсировать убыток. В этих целях возможно использовать кредит или страховое возмещение. Обе услуги платные, страховая премия уплачивается в предварительном порядке и в существенно меньшем объеме, чем процент за пользование кредитом. При этом не предполагается возврат выплаченной страховой суммы, а процент за пользование кредитом уплачивается в последующем порядке и связанные с этим затраты включаются в затраты кредитополучателя, как и сумма возврата основного долга. Естественно предположить, что налогообложение операций, связанных с восстановлением финансового положения страхователя, должно быть в этом случае одинаковым. В случаях же с договорами индивидуального страхования, как мы видели, страховая премия по договору уплачивается из чистого дохода граждан, т.е. после уплаты гражданами подоходного налога. Налогообложение страховых выплат неизбежно привело бы к возникновению двойного налогообложения и к невозможности провести компенсацию наступившего убытка в полной сумме, поскольку всякий раз страховая выплата уменьшалась бы на сумму налога.
Страховые взносы, как способ оплаты услуг по страхованию, предлагаемый страховыми организациями, занимают особенное положение в странах ЕС с точки зрения их обложения налогом на добавленную стоимость. Как известно, в страховании не создается новая стоимость, а в части, связанной с уплатой нетто-страховой премии, происходит перераспределение ранее созданной стоимости. Исходя из этого страховые организации в странах ЕС не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Однако во многих странах Европы страховые взносы являются объектом специального налога — налога со страховых премий, который по своей природе и форме достаточно походит на налог с оборота. Табл. 3 позволяет составить представление о ставках налога со страховых премий, а также иных обязательных сборов, рассчитываемых, как правило, в зависимости от величины уплачиваемой страховой премии. Прежде всего мы должны обратить внимание на то, что приведенные данные не могут считаться всеобъемлющими и абсолютно полными. Однако их анализ позволяет сделать некоторые выводы. Как объекты налогообложения, так и ставки налога чрезвычайно разнятся от страны к стране. Во всех странах не облагаются налогом полученные перестраховочные премии и страховые взносы по договорам обязательного социального страхования и почти во всех — страховые премии, уплачиваемые страхователями по договорам морского международного страхования (главным образом по страхованию международных перевозок грузов). Можно считать устоявшимся в европейских странах подход, согласно которому страховые взносы по страхованию жизни также не являются объектом уплаты налога на страховые взносы, если договор заключается на достаточно продолжительный срок. Общим правилом для всех стран Евросоюза является то, что такой налог уплачивается, если страхователь и/или объект страхования находится на территории соответствующей юрисдикции и договор страхования заключается со страховщиком, зарегистрированным в этой же стране или на территории одной из стран ЕС. Если же договор заключен со страховой организацией, не зарегистрированной на территории ЕС, то либо налог на страховую премию не уплачивается, либо обязанность по его уплате переходит на страхователя, заключающего договор страхования. В остальных случаях плательщиками налога являются страховые организации, которые предоставляют необходимую отчетность в национальные налоговые органы. Понятно, что при такой пестроте объектов налогообложения и применимых ставок налога переход к единому страховому рынку на территории стран ЕС столкнулся с проблемой применения финансового права к заключенным договорам страхования и получаемым страховым взносам при заключении договора между страхователем одной страны и страховщиком, зарегистрированным в другом государстве. Можно также предположить, что столь существенно различающиеся налоговые режимы создают неравные конкурентные условия проведения страховой деятельности в различных странах, а это, по всей видимости, должно стать поводом для более детального рассмотрения и гармонизации в странах Союза. В настоящее время директивами в части, связанной с налогообложением страховой премии, установлено, что исчисление налога на страховую премию по договорам страхования иным, чем страхование жизни, подчиняется праву страны, в которой расположен риск (объект страхования), а по договорам страхования жизни — страны, на территории которой заключается договор. Одновременно предусмотрено, что правила, в соответствии с которыми стороны могут выбрать гражданское право, применимое к договору страхования, никоим образом не изменяют правила, применимые в отношении налогообложения страховых премий. Таким образом, регулирование финансовых отношений в области страхования в странах ЕС исходит из международных норм, установленных директивами ЕС и являющихся частью национального законодательства различных стран после принятия соответствующих национальных законов, в частности — о правовом положении и составе страховых резервов страховщиков и определении финансовых результатов страховых организаций, и национального регулирования, устанавливающего виды уплачиваемых налогов, объекты налогообложения и ставки налогов. По нашему мнению, такое положение привносит существенные различия в условия деятельности страховых организаций в различных странах и может оказывать значительное влияние на условия конкуренции при проведении страховых операций в различных странах ЕС.
Приложение
Правила соответствия (Приложение 1 ко Второй Директиве ЕС от 22 июня 1988 г.). Валюта, в которой будет совершаться страховая выплата, устанавливается в соответствии со следующими правилами: 1. Если возмещение по договору предусмотрено в определенной валюте, то выплаты страховщика должны быть осуществлены в данной валюте. 2. Если договор прямо не содержит положений относительно валюты, то выплаты осуществляются в валюте страны местонахождения риска. Однако страховщик может выбрать валюту, в которой уплачена страховая премия, если будут присутствовать причины, оправдывающие такой выбор. Это может иметь место в случае, когда на момент заключения страхового договора выясняется, что выплата страховой суммы будет осуществляться в валюте, в которой вносилась страховая премия, а не в валюте страны местонахождения риска. 3. Государства-участники могут обязывать страховщика осуществлять страховые выплаты в валюте той страны, в которой страховщик приобрел необходимый опыт, а в отсутствие такого опыта — в валюте страны учреждения страховщика: по договорам, покрывающим риски по классам 4, 5, 6, 7, 11, 12 и 13 (лишь в отношении ответственности производителей), и по договорам, покрывающим риски по иным классам, в случае, когда в соответствии с природой риска возмещение предусмотрено в валюте иной, чем валюта, которая была бы применена согласно вышеизложенным правилам. 4. В случае, когда требование о страховой выплате было сообщено страховщику и сумма указана в валюте иной, чем валюта, выбранная сообразно вышеизложенным правилам, выплаты страховщиком будут произведены в той валюте, в которой это будет определено решением судебных органов или соглашением сторон. 5. Если заявленное требование о страховой выплате выражено в валюте, известной страховщику заранее и иной, чем должна применяться в соответствии с вышеизложенными правилами, то страховщик может произвести выплаты в такой валюте. 6. Государства-участники могут разрешить предприятиям не покрывать технические резервы активами в соответствующей валюте, если применение такой процедуры привело бы предприятие (как головной офис, так и его отделения) к обязательству содержать в такой валюте активы в размере не более 7% от активов в иных валютах. Однако: a) в случае, когда технический резерв выражен в греческих драхмах, ирландских фунтах или португальских эскудо, сумма покрывающих активов в одной из указанных валют не должна превышать: 1 млн ЭКЮ в течение переходного периода, оканчивающегося 31 декабря 1992 г.; 2 млн ЭКЮ с 1 января 1993 г. до 31 декабря 1993 г.; b) в случае, если технический резерв выражен в бельгийских франках, люксембургских франках или в испанских песо, то размеры покрывающих его активов в соответствующей валюте не должны превышать сумму в 2 млн ЭКЮ в течение переходного периода, оканчивающегося 31 декабря 1996 г. С окончанием переходного периода, определенного в соответствии с пунктами “a” и “b”, основной режим будет применяться и в отношении этих валют, если только Совет ЕС не решит иначе. 7. Государство-участник может по своему усмотрению решить, что положения принципа соответствия не будут применяться в отношении предприятий в случаях: если страховые премии и страховые выплаты осуществляются в валюте иной, чем валюта государств-участников ЕС; если инвестиции в данной валюте должны образом регулируются; если переводы средств в данной валюте подпадают под действие некоторых ограничений или если по аналогичным причинам данная валюта не подходит для покрытия резервных фондов. 8. Государства-участники могут разрешить предприятиям, как основным офисам, так и отделениям, не резервировать средства в определенной валюте в размере, не превышающем 20% от их активов в отдельной валюте. Однако общая сумма активов предприятия во всех валютах в совокупности должна быть, по крайней мере, равна общей сумме совокупных обязательств предприятия во всех валютах. 9. Каждое государство ЕС может установить, что если в соответствии с предшествующими процедурами платежи должны были выражаться в валюте данного государства ЕС, то это требование также будет считаться выполненным, если до 50% таких платежей выражено в ЭКЮ.
К.Е.ТУРБИНА, директор Московского Представительства Кельн РЕ Статья приведена без таблиц.
Вся пресса за 22 мая 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Налоговый климат, Учет и отчетность, За рубежом, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|